Обзор изменений в законодательстве за март 2017 года
- Подробности
- Опубликовано 11.08.2017 08:34
Обзор изменений в законодательстве за март 2017 года. Скачать (формат - .pdf)
Обзор изменений в законодательстве за февраль 2017 года
- Подробности
- Опубликовано 11.08.2017 08:33
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за февраль 2017 года
Федеральный закон от 22.02.2017 № 19-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
На руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований, местных администраций, руководителей организаций возложена персональная ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Уточняется, что призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте РФ, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте РФ, является высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, - глава соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ
«О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Подписан Закон об отмене срока ограничения бесплатной приватизации жилья
Признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с внесенными изменениями и дополнениями), поскольку в соответствии с данной нормой возможность приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2017 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 17-ФЗ
«О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Физкультурно-спортивные организации будут вправе осуществлять закупки у единственного поставщика
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", физкультурно-спортивные организации смогут осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей при общем годовом объеме таких закупок не более пятидесяти процентов от совокупного годового объема закупок заказчика и не более двадцати миллионов рублей.
Под физкультурно-спортивной организацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177
«Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
Определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящим Постановлением утверждены такие общие требования.
Установлено, что форма проверочного листа должна, в частности, содержать:
указание вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки (далее - перечень вопросов);
соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 169
«Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды»
Определены правила предоставления и распределения федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды
Субсидии предоставляются в 2017 году в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, дворовых территорий.
Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166
«Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»
Установлен порядок направления органом государственного контроля и надзора предостережения юрлицу и индивидуальному предпринимателю о недопустимости нарушения обязательных требований
Порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, предусмотрен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Утвержденными Правилами определены, в том числе:
перечень должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, принимающих решение о направлении предостережения;
срок составления и направления предостережения;
сведения, указываемые в предостережении, в возражении на предостережение и в уведомлении об исполнении предостережения;
порядок подачи возражений на предостережение и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 150
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797»
Порядок взаимодействия между МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления приведен в соответствие с законодательством
Так, поправками из перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в МФЦ федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов исключена государственная услуга Росимущества по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на торгах (в части подачи заявления о предоставлении таких земельных участков). Кроме того, в данный перечень включена единая государственная услуга "Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество" (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из рекомендуемого перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых в МФЦ может быть организовано по принципу "одного окна", исключена государственная услуга, входящая в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах.
В перечне государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в МФЦ федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, включена единая государственная услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145
«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога»
Правительством РФ определен порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Под таким каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок.
Каталог используется заказчиками в целях обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг, в том числе в:
- плане закупок;
- плане-графике закупок;
- формах обоснования закупок;
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
- документации о закупке; контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.
Определено, что Федеральное казначейство до 1 октября 2017 года осуществляет размещение в единой системе в сфере закупок сформированной Минэкономразвития России информации, включаемой в каталог, в форме электронного документа, созданного в распространенных и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ:
- от 11.01.2000 N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд";
- от 02.06.2001 N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".
Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 73
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правительство РФ скорректировало порядок формирования и содержание планов закупок
Изменениями, в частности, уточняется содержание, порядок и сроки формирования планов закупок федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными унитарными предприятиями, имущество которых принадлежит на праве собственности субъектам РФ, или муниципальными унитарными предприятиями.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2018 года.
Постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 104
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797"
Отложены сроки организации в МФЦ государственной услуги, предоставляемой МВД России, по оформлению и выдаче загранпаспортов с электронным носителем информации
Предусмотрено, что организация предоставления данной государственной услуги осуществляется:
не позднее 1 февраля 2018 года (ранее - с 1 февраля 2017 года) - не менее чем в одном МФЦ, расположенном в городском округе и административном центре муниципального района с численностью населения свыше 100 тыс. человек, а также в городе федерального значения;
не позднее 1 сентября 2018 года (ранее - с 1 января 2018 года) - не менее чем в одном МФЦ, расположенном в городском округе и административном центре муниципального района с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р
«Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Установлены показатели качества транспортного обслуживания населения при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом
К показателям качества относятся доступность (в том числе территориальная доступность остановочных пунктов, доступность остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций для маломобильных групп населения), надежность (соблюдение расписания), комфортность (в том числе оснащенность ТС средствами информирования пассажиров, уровень шума и температура в салоне, соблюдение норм вместимости).
Оценка соответствия требованиям стандарта проводится с использованием интегрального показателя уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам, рассчитываемого в соответствии с методикой оценки качества транспортного обслуживания, а также опросов населения об уровне удовлетворенности качеством услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Письмо Минтруда России от 14.02.2017 № 18-3/10/П-866
«О Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать»
Минтруд России информирует об издании методических рекомендаций о порядке заполнения госслужащими формы, содержащей адреса интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них
Эти Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минтруда России (http://www.rosmintrud.ru) в разделе Программы и ключевые документы/подраздел Государственная гражданская служба/Методические материалы по развитию государственной гражданской службы/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в подразделе Муниципальная служба/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать
Разъяснен порядок заполнения госслужащими формы представления сведений об адресах интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них
Обязанность представления такой формы госслужащими, муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей госслужбы или муниципальной службы, введена Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ.
В Методических рекомендациях содержится перечень категорий лиц, которые представляют заполненную форму, порядок заполнения таблицы с адресами сайтов или страниц сайтов, приведен образец заполнения формы.
Напомним, что форма представления сведений была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2867-р.
Письмо ФАС России от 19.01.2017 № ИА/2401/17
«О применении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ»
Договоры управления многоквартирными домами, в которых доля государства в праве общей собственности на общее имущество составляет более 50 процентов, могут быть заключены только по результатам открытого конкурса
ФАС России по результатам проведения анализа законодательства и судебной практики сделаны следующие выводы:
в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем 50 процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Федерального закона "О защите конкуренции";
непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению МКД, что свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции;
в случае, если доля физических лиц - собственников жилых помещений в доме составляет менее 50 процентов от общего числа собственников, а доля государства - более 50 процентов, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований (при этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161 - 162 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).
Информационное сообщение ФСТЭК России от 07.02.2017 № 240/11/566
«О разработанных ФСТЭК России Методических рекомендациях по формированию аналитического прогноза по укомплектованию подразделений по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации подготовленными кадрами»
ФСТЭК России разработаны рекомендации по формированию аналитического прогноза по укомплектованию подразделений по защите информации подготовленными кадрами
Соответствующие Методические рекомендации направлены в федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос", Банк России, ПАО "Газпром", а также управления ФСТЭК России по федеральным округам для обеспечения Методическими рекомендациями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Выписка из Методических рекомендаций (приложение № 3 к Методическим рекомендациям "Рекомендуемые формы представления сведений о кадровом обеспечении подразделений специалистами по защите информации") размещена на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" www.fstec.ru в разделе "Техническая защита информации", подраздел "Укомплектование подразделений".
Информация Минтруда России
«Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников
Сообщается о принятии Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:
государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Даны ответы, в том числе, на следующие вопросы:
в Федеральном законе № 347-ФЗ речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
какие организации не попадают под действие Федерального закона N 347-ФЗ?
какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?
Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2017 № АКПИ16-1161
«О признании недействующим пункта 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утв. Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258»
Приостановление выдачи разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автодорогам из-за нарушения сроков согласования маршрута признано незаконным
Верховным Судом РФ признан не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258, согласно которому в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования маршрута уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
Суд установил, что такое приостановление носит не ограниченный точным временным периодом характер, поскольку не содержит указания на его предельный срок, а возобновление оформления специального разрешения зависит от вероятностного события, которое может и не наступить, например, в случае непредставления согласования (неполучения ответа).
Пункт 22 Порядка не содержит указания о том, какие действия заявитель может или должен предпринять в данной ситуации, а также о том, какие действия должен предпринять уполномоченный орган для обеспечения возможности получения заявителем специального разрешения, что, по сути, делает правовое регулирование отношений заявителя и уполномоченного органа неопределенным.
Оспариваемое нормативное положение нарушает права владельцев транспортных средств на получение необходимой государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления ее предоставления, без предусмотренных законом оснований создает препятствия для реализации прав лиц, осуществляющих перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, может освобождать уполномоченный орган от обязанности по предоставлению государственной или муниципальной услуги без принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения.
"Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год"
Подготовлен доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год
Доклад включает результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского Суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в том числе в следующих сферах:
участие граждан в охране общественного порядка;
государственное регулирование использования воздушного пространства РФ;
противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
профилактика неинфекционных болезней, в том числе медицинские осмотры и диспансеризация отдельных категорий граждан;
дошкольное образование;
организация местного самоуправления;
осуществление капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
специальная оценка условий труда;
организация исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений, и др.
Федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ с учетом поступающих в процессе мониторинга правоприменения данных оперативно принимались меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в законодательстве и правоприменительной практике.
С учетом правоприменительной практики в докладе отражены предложения о необходимости принятия нормативных правовых актов, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции, о государственных органах, ответственных за проведение соответствующей работы.
В Докладе мониторинга правоприменения в разделе «Организация местного самоуправления» указывается следующее.
В соответствии с пунктом 8 плана мониторинга Минюстом России, Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 14 федеральных законов и одно постановление Правительства Российской Федерации, необходимость принятия которых связана с реализацией Федерального закона N 131-ФЗ (приложение N 6).
Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение Федерального закона N 131-ФЗ (приложение N 7).
При проведении анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия Федерального закона N 131-ФЗ, иных федеральных законов выявлена необходимость их регулирования.
Часть 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает возможность возложения на местную администрацию муниципального района полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случае внесения соответствующих изменений в уставы муниципального района и поселения, однако не определяет правовые последствия возможных несогласованных действий органов местного самоуправления указанных муниципальных образований. В связи с этим следует включить в статью 44 Федерального закона N 131-ФЗ положение об одновременном вступлении в силу соответствующих изменений.
Часть 7 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает временное исполнение полномочий главы муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, но не в случае его длительного отсутствия и (или) невозможности исполнения им своих обязанностей. При этом проблемы возникают в случае применения к главе муниципального образования мер процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности и (или) заключения под стражу. В этих случаях предлагается предусмотреть возложение временного исполнения полномочий главы муниципального образования на должностное лицо местного самоуправления или депутата представительного органа муниципального образования, определяемых в соответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, в Федеральном законе № 131-ФЗ отсутствуют нормы более универсального характера, связанные с регулированием вопросов временного исполнения полномочий должностных лиц местного самоуправления, отсутствующих в силу различных обстоятельств. На практике это может приводить к длительному неисполнению полномочий, связанных с принятием значимых для местного сообщества решений, либо к возложению полномочий на лиц, которые не имеют соответствующего статуса и не попадают под ограничения и запреты, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. С учетом изложенного необходимо включить в статью 34 Федерального закона № 131-ФЗ норму, предусматривающую порядок временного исполнения полномочий отсутствующего должностного лица другим должностным лицом местного самоуправления или уполномоченным муниципальным служащим.
В целях урегулирования указанных вопросов Минюстом России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленный на совершенствование правовых основ организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации (пункт 7 приложения № 11).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесен вопрос организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем органами местного самоуправления отмечаются трудности при применении данной нормы, так как федеральные законы от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не содержат конкретных полномочий органов местного самоуправления по организации электро- и газоснабжения поселений.
Учитывая изложенное, планируется поручить Минэнерго России внести в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости внесения изменений в указанные федеральные законы в части конкретизации полномочий органов местного самоуправления по организации электро- и газоснабжения (пункт 4 приложения № 13).
В определении вопроса местного значения, касающегося утверждения правил благоустройства территории (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ), используется термин "прилегающая территория", обязанности по благоустройству которой возлагаются на собственника соответствующего объекта недвижимого имущества. Однако на практике возникают вопросы, каким способом должна определяться прилегающая территория и какими критериями должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии соответствующих решений, затрагивающих законные интересы собственников и правообладателей объектов недвижимого имущества.
В целях урегулирования данного вопроса планируется поручить Минстрою России разработать методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований в рамках реализации Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (пункт 5 приложения N 13).
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 и пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относится выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При этом согласно НК РФ (подпункт 105 пункта 1 статьи 333.33) государственная пошлина взимается за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Учитывая изложенное, предлагается поручить Минфину России подготовить поправки к проекту федерального закона N 1091253-6 "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части корректировки наименования разрешения на установку рекламной конструкции (пункт 6 приложения N 13).
При изучении практики применения Федерального закона N 131-ФЗ по показателю эффективности разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 11 методики) выявлен ряд проблем, требующих законодательного решения.
Пунктом 14 статьи 4 и статьей 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (далее - Закон N 2395-I) предусмотрено осуществление государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в рамках федерального государственного надзора и регионального государственного надзора. Однако пунктом 5 статьи 5 Закона N 2395-I к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования отнесен контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Между тем Федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования.
В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона № 809396-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, предусматривающий в том числе исключение полномочий органов местного самоуправления по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 5 приложения № 11).
Согласно Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897, на органы местного самоуправления возложена функция по организации деятельности аэропортовых комиссий по авиационной безопасности (путем включения в указанные комиссии представителей органов местного самоуправления в качестве их председателей).
Вместе с тем Воздушным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации на органы местного самоуправления не возложены полномочия, связанные с обеспечением авиационной безопасности.
Учитывая изложенное, предлагается поручить Минтрансу России организовать работу по приведению указанного постановления Правительства Российской Федерации в соответствие с Воздушным кодексом Российской Федерации (пункт 7 приложения № 13).
Обзор изменений в законодательстве за январь 2017 года
- Подробности
- Опубликовано 11.08.2017 08:32
Обзор изменений в законодательстве за январь 2017 года. Скачать (формат - .pdf)
Обзор изменений в законодательстве за декабрь 2016 года
- Подробности
- Опубликовано 11.08.2017 08:22
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за декабрь 2016 года
Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Наличие коррупциогенных факторов может явиться основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.
Устав муниципального образования проверяется регистрирующим органом на его соответствие законодательству на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования.
Внесены поправки, в частности, в Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" в части, касающейся, в том числе, порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Уточнено, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта РФ в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Предусмотрена возможность обжалования решений об отказе в государственной регистрации или нарушения сроков государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования) не только в суд, но и в Минюст России.
В случае утраты подлинника устава муниципального образования, подлинника муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования регистрирующий орган по заявлению главы муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления такого заявления выдает заверенную копию устава муниципального образования, заверенную копию муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Также, предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом.
Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» согласно которым регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования.
Федеральный закон от 28.12.2016 № 501-ФЗ
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Уточнен порядок пересмотра перечней субъектов РФ, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечни субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения, утверждаются Правительством РФ и не могут изменяться чаще одного раза в пять лет.
Согласно внесенным изменениям установленные сроки действия ограничений на изменение указанных перечней (не чаще одного раза в пять лет) не применяются в случае отнесения территории нового субъекта РФ, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте РФ к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.
Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей"
Конкретизированы полномочия органов власти по обеспечению качества и безопасности отдыха и оздоровления детей
Законом вносятся изменения в ряд федеральных законов.
В частности, устанавливается обязанность:
органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий принимать меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления, обеспечению максимальной доступности услуг таких организаций, а также по контролю за соблюдением требований законодательства в указанной сфере;
туроператоров, турагентов, организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, а также уведомлять уполномоченные органы госвласти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.
Вводится определение туристского маршрута.
Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ
"О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Расширен перечень обязательных требований к участникам закупки
Статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены единые требования к участникам закупок.
Одним из таких требований является отсутствие у участника закупки (физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики, за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Внесенными изменениями в качестве требований, предъявляемых к участнику закупки, устанавливается отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", 290 "Получение взятки", 291 "Дача взятки" и 291.1 "Посредничество во взяточничестве" Уголовного кодекса РФ. На участников закупок, у которых такая судимость погашена или снята, указанные ограничения распространяться не будут.
Кроме того, в перечень обязательных требований включено требование о непривлечении участника закупки (юридического лица) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ.
Федеральный закон от 28.12.2016 № 505-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"
Установлено законодательное определение понятия "иностранные финансовые инструменты"
В Федеральном законе "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" к иностранным финансовым инструментам отнесены, в частности:
ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;
договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора является нерезидент и/или иностранная структура без образования юридического лица;
кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории РФ иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.
Кроме того, в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определенной категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, внесены дополнения о том, что указанное в них понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, предусмотренном Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 19.12.2016 № 433-ФЗ
"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Уточнен перечень документов личного хранения, которые могут быть потребованы от заявителя органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги
В частности, из указанного перечня исключены свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, при этом сохранено требование о представлении свидетельств, выданных органами иностранного государства, с нотариально удостоверенным переводом на русский язык.
Кроме того, установлена обязанность предоставлять свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 - 1995 годах, организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Письмо Минтруда России
"О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"
Минтрудом России подготовлены рекомендации о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году
В Методических рекомендациях приводятся, в частности:
перечень лиц, в отношении которых предоставляются сведения;
сроки предоставления сведений, отчетная дата и отчетный период предоставления сведений;
круг лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо предоставить сведения;
рекомендуемые действия при невозможности предоставить сведения в отношении членов семьи (указывается, куда следует обратиться с соответствующим заявлением).
Также даны рекомендации по заполнению разделов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
"Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок"
(утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142)
Органам государственного и муниципального контроля (надзора) направлены рекомендации по реализации мер, способствующих повышению результативности и эффективности проверок
В Методических рекомендациях содержатся, в частности:
- определение и цель проверки, определение результативности и эффективности проверки;
- меры общего характера, направленные на повышение результативности и эффективности проверок;
- меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при их планировании;
- меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при подготовке к проведению проверки;
- принятие мер по повышению результативности и эффективности проверок при их проведении;
- меры, направленные на повышение результативности и эффективности проверок при подведении итогов проверки.
В целях проведения мер по повышению результативности и эффективности проверок с учетом настоящих методических рекомендаций контрольно-надзорным органам рекомендуется разработать и утвердить планы мероприятий, направленных на повышение результативности и эффективности проверок с учетом осуществляемых видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
"Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год"
(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016)
На 2017 год разработаны рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
Рекомендации включают в себя:
перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;
порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений;
особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.
Рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2017 году.
Письмо Минэкономразвития России от 14.10.2016 № Д23и-4886
"О платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута в случаях, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации"
Размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута осуществляется бесплатно
Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве.
Разрешение на использование земельных участков, схема размещения объектов и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком. Именно наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.
Письмо Минстроя России от 15.11.2016 № 38026-ОД/04
«По вопросу разъяснения порядка расчета платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг»
Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг, установленным органами местного самоуправления, не противоречит законодательству
Сообщается, в частности, что повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. Данные меры направлены на стимулирование граждан по установке приборов учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
По мнению Минстроя России, применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг, установленным органами местного самоуправления, в случае отсутствия нормативов потребления коммунальных услуг, установленных уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, позволит обеспечить цели введения повышающих коэффициентов и не является прямым противоречием действующего законодательства.
Таким образом, повышающие коэффициенты применяются ко всем нормативам потребления коммунальных услуг, как установленным уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, так и установленным органом местного самоуправления.
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Верховным Судом РФ обобщена судебная практика по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего
В Обзоре отмечается, что Федеральным законом "О противодействии коррупции", в частности, введены ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности, за несоблюдение которых устанавливается административная ответственность.
Согласно статье 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Особое внимание судов обращается, в частности, на следующие выводы:
предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность, включенную в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы, а гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц;
обязанность в 10-дневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении (такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ);
субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Верховным Судом РФ обобщена судебная практика за 2014 - 2016 годы по делам, связанным с наложением дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений
Судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
Наиболее часто государственными и муниципальными служащими оспаривалось применение к ним дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в случаях:
непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий;
непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В Обзоре обращается внимание судов на следующие правовые позиции:
заявление прокурора об установлении факта наличия конфликта интересов или возможности его возникновения, связанное с разрешением спора о праве на прохождение государственной или муниципальной службы, подлежит оставлению судом без рассмотрения;
государственный или муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов;
государственный гражданский служащий до начала исполнения должностных обязанностей, на надлежащее исполнение которых может повлиять личная заинтересованность, обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах рассмотрения законопроектов (законов)
на заседании Государственной Думы ФС РФ в декабре 2016 года
Законопроект № 56083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"
Президент РФ предлагает обязать высших должностных лиц субъекта РФ проверять достоверность и полноту сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими
Предусматривается, что в случае выявления в результате такой проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, совершившего коррупционное правонарушение, или применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Кроме того, законопроектом предусматривается изменение подхода к запрету на участие лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих в управлении некоммерческими организациями.
Так, в частности, указанным лицам, государственным и муниципальным служащим разрешается быть членами всех общественных организаций, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости. Также государственным и муниципальным служащим разрешается участие на безвозмездной основе в управлении названными некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа либо муниципальным правовым актом.
Участие в управлении политическими партиями указанным лицам, государственным и муниципальным служащим разрешается без каких-либо ограничений.
Законопроектом также предусмотрен ряд иных изменений, направленных на уточнение порядка урегулирования конфликта интересов и круга лиц, на которых возложена обязанность по его недопущению или урегулированию.
15 декабря 2016 года Президент РФ внес указанный законопроект на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.
Законопроект N 58940-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд)"
Правительством РФ предлагается установить административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным или муниципальным заказчиком обязательства по оплате товара (работы, услуги)
В настоящее время в законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение государственным (муниципальным) заказчиком обязанности по оплате товаров (работ, услуг), приобретенных (выполненных, оказанных) исполнителями по государственным и муниципальным контрактам.
Согласно законопроекту допустившие нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным контрактам должностные лица заказчиков будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное совершение данного административного правонарушения должностных лиц заказчика предлагается привлекать к административной ответственности в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
20 декабря 2016 года Правительство РФ внесло указанный законопроект на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.
Еще материалы...
- История
- Паспорт поселения
-
Генеральный план
-
Градостроительное зонирование
-
ГО и ЧС
-
Экономика и финансы
-
Социальная сфера
-
Правила по благоустройству
-
Подведомственные организации
-
Социально-экономическое развитие
-
АнтиНарко
-
Тарифы ЖКУ
-
В помощь населению
-
Местные налоги
-
Земельные отношения
-
Коммунальное хозяйство
- В помощь предпринимателю
- Службы района и поселения
- ТОС
- ЖКХ
-
Правовое просвещение
- Формирование комфортной городской среды
- ПРОФСОЮЗ
- Технологические схемы
- Информация для налогоплательщиков
- Многоквартирные дома
- Территориальная комиссия по профилактике правонарушений
- ДНД
- Реестр муниципальной собственности
-
Полиция информирует
- Неиспользуемое имущество
- Качество питьевой воды
- Схема теплоснабжения
- Схема водоснабжения
- Инициативное бюджетирование
- Малое и среднее предпринимательство
- Газификация
- Показания атмосферного воздуха